вернуться на вкладку "управленческий учет"
Учет и
классификация издержек по функциям способствует отслеживанию функций в
отношении менеджера, отвечающего за контроль этих издержек. Появляется
возможность оценки вклада подразделения в получение общей прибыли.
Следующим
шагом в обеспечение получения прибыли служит классификация издержек на
переменные и постоянные, прямые и косвенные, а также по продуктам и
ассортименту.
Каждый
продукт корзины показывает процентную валовую маржу по отношению к собственной
чистой выручке. Кроме этого, каждый продукт подчеркивает свой процентный вклад
в совокупную валовую маржу. В итоге анализа вклада каждого продукта можно
увидеть влияние любых изменений ассортимента на общую операционную прибыль за
рассматриваемый период. Управленческий анализ становится более совершенным и
полноценным при оценке вклада каждого подразделения или территории продаж. При
этом учитывается, во-первых, поведение издержек, во-вторых, очерчивание тех
издержек, которые могут включаться в сегменты.
Сегмент -
некоторая часть или деятельность организации, в которой менеджер отвечает за
издержки или доходы.
Сегментная
маржа - сумма, оставшаяся после того, как из чистой выручки покрыты все
переменные и постоянные издержки сегмента.
Сегментированный
отчет - отчет о прибылях или другой отчет, в котором представлены данные,
разделенные по продуктовым линиям, подразделениям, территориям или другим
сегментам организации.
Центр
ответственности - подразделение организации, в котором менеджер может
осуществлять контроль за издержками, получением
прибыли и инвестициями в основные фонды.
Уровень
ответственности бывает ниже (центр затрат) или выше (центр инвестиций), в
зависимости от системы интеграции отчетов о выполнении заданий подразделением.
Центр
затрат - центр ответственности, в котором менеджер контролирует только
издержки.
Центр
прибыли - центр ответственности, в котором менеджер контролирует издержки и
генерируемую подразделением прибыль.
Центр
инвестиций - центр ответственности, в котором менеджер контролирует издержки,
генерирование прибыли и инвестиции в основные фонды.
Для оценки
деятельности менеджера центра инвестиций используются два показателя:
· рентабельность инвестиций;
· остаточный доход.
Рентабельность инвестиций ROI вычисляется по формуле
Операционная прибыль Чистая выручка
ROI =
Чистая
выручка Средние
операционные активы
Увеличивая
продажи, снижая операционные расходы или уменьшая операционные активы, менеджер
стремится влиять на рентабельность инвестиций. Чем ROI выше, тем лучше
оценивается деятельность менеджера.
Остаточный
доход - тот, который остается после вычитания из операционной прибыли
минимально требуемого уровня этой прибыли. Последний задан
минимально требуемой ROI. Чем выше сумма остаточного дохода, тем эффективнее
менеджер использует инвестиции в операционные активы. Подход с остаточным
доходом в большей мере ориентирует на осуществление продуктивных инвестиций в
оборудование и технологии.
Также лекции по экономике есть на сайте