вернуться на вкладку "управленческий учет"
Анализируются
зависимости между следующими величинами:
1.Продажная цена единицы продукта.
2.Объем продаж (количество) или уровень деятельности.
3.Переменные издержки на единицу продукта.
4.Постоянные издержки на весь объем продаж.
Это служит эффективной
системой планирования издержек и прибыли. В отличие от традиционного анализа
учитывается зависимость между количеством и себестоимостью. Маржинальный подход
реализуется управлением:
Операционная Чистая Коэффициент Постоянные
прибыль выручка валовой маржи издержки
Ключевое
понятие - валовая маржа (маржинальный доход). Представляет собой разность между
чистой выручкой и переменными издержками. Часто называется вкладом, который
должна заработать фирма для покрытия постоянных издержек и получения желаемой
прибыли.
Методы анализа:
· с помощью уравнения
Чистая Переменные Постоянные Операционная
выручка
издержки издержки прибыль
Продажная
Переменные Постоянные
Операционная
цена ед. Х издержки на издержки прибыль
Количество
ед. Х Количество
· с помощью абсолютной валовой маржи на единицу продукта
Продажная цена
единицы
Переменные издержки на единицу
Абсолютная валовая маржа на единицу
· с помощью коэффициента валовой маржи
Продажная цена единицы 100 % 1
Переменные
издержки на единицу 60 % 0,6
Коэффициент
валовой маржи 40 % 0,4
· с помощью графика
Операционный анализ согласуется с калькулированием в директ-костинг.
Часто называется анализом безубыточности. Безубыточность - состояние бизнеса, в
котором чистая выручка только покрывает все издержки, а операционная прибыль
равна нулю.
Точка безубыточности
("мертвая" точка, критическая точка, порог рентабельности) может быть
вычислена как в натуральных (условных) единицах, так и в рублях:
· в натуральных единицах
Постоянные издержки
Абсолютная валовая маржа
· в стоимостных единицах
.
Постоянные издержки
Коэффициент валовой маржи
Валовая
маржа (вклад), вычисленная в процентах для каждой единицы продукта в общей
продуктовой смеси, играет важную роль в краткосрочных решениях менеджмента по
управлению ассортиментной политикой. Операционный анализ позволяет реализовать
внутрифирменное планирование (отчет о прибылях в формате вклада) прибыли и
контроль предпринимательского (делового) риска. Последний
зависит от структуры издержек и уровня маржинальной безопасности (удаленности
от точки безубыточности).
Валовая маржа
Сила операционного рычага = ;
Операционная прибыль
Чистая выручка - Точка безубыточности
Маржа безопасности = . 100 % ;
Чистая выручка
Постоянные издержки + Желаемая прибыль
Предельный объем продаж = .
Коэффициент
валовой маржи
Также лекции по экономике есть на сайте