вернуться на главную страницу

 

вернуться на вкладку "управленческий учет"

 

Особенности ценообразования в условиях различных систем управления издержками

      Различные подходы к ценообразованию обусловлены учетной политикой, требованиями рынка, ориентацией на конкурентов.                         

      Для традиционных условий реализации производимой продукции менеджер может воспользоваться формулой "Себестоимость плюс". Подход заключается в вычислении ограниченной (неполной) себестоимости, к которой добавляется процентная надбавка. В зависимости от калькулирования традиционным методом или в директ-костинг различают два метода формирования предельной продажной цены: по поглощению и по вкладу.

Метод поглощения в основе себестоимости содержит производственную себестоимость единицы. Коммерческие и управленческие расходы, а также желаемая прибыль включаются в процентную надбавку:

               

Прямые материалы                    Х

Прямой труд                         Х

Общепроизводственные расходы        Х

Итого производственная                     ХХ

(продуктовая) себестоимость  

Надбавка на покрытие коммерческих,

управленческих расходов и желаемую

прибыль  -   в процентах от производ- ХХ

ственной себестоимости

Предельная продажная цена                    ХХХ

 

Метод вклада отличается подчеркиванием поведения издержек. В основе себестоимости лежат только переменные издержки, а постоянные общепроизводственные, коммерческие и управленческие издержки, желаемая прибыль находятся в процентной надбавке:

 

Прямые материалы                    Х

Прямой труд                         Х

Переменные общепроизводственные,

коммерческие и управленческие

расходы                                 Х

Переменная (продуктовая)

себестоимость                               ХХ

Надбавка на покрытие постоянных

издержек и желаемую прибыль -

в процентах от переменной себес-            ХХ

тоимости                                 

Предельная продажная цена                     ХХХ

 

Процентная надбавка для каждого из методов вычисляется по азному.

Если используется метод поглощения, то формула расчета процентной надбавки примет следующий вид:

 

            Желаемая прибыль на         Коммерческие и

            операционные активы       +     управленческие расходы

 


            Себестоимость                Объем продаж

            производства на ед.                  в ед.

 

 

Для метода вклада:

            Желаемая прибыль на         Постоянные издержки

            операционные активы       +    

 


            Переменная себес-         Объем продаж

            тоимость на ед.                         в ед.

 

Желаемая прибыль на операционные активы зависит от назначаемой рентабельности инвестиций в эти активы.

Менеджер должен помнить, что предельная продажная цена служит стартовой точкой для назначения приемлемой цены.

Ценообразование по методу вклада показывает диапазон гибкости назначения цены в специфических условиях: при наличии недогруженных мощностей, в обстановке кризиса, когда имеется острая конкуренция по оптовым продажам.

 

Общая модель ценообразования по вкладу:

 

Прямые материалы                    Х

Прямой труд                         Х

Переменные общепроизводственные,

коммерческие и управленческие        

расходы                                 Х

Переменная (продуктовая)

себестоимость                               ХХ   Пол

Надбавка на покрытие постоянных

издержек и желаемую прибыль              ХХ

 


Предельная продажная цена                     ХХХ      Потолок

 

В большинстве случаев с разработкой нового продукта фирме уже известна цена, с которой следует выходить на рынок. Подобная ситуация присуща производству бытовых приборов. Критическим фактором будет служить предельная себестоимость. Алгоритм вычисления последней будет следующим:

 

Ожидаемая чистая выручка                  Х

Минус требуемая надбавка:

Коммерческие и управленческие

расходы                                 Х

Желаемая прибыль                    Х

(рентабельность инвестиций х

операционные активы)                  

 Х

Предельная себестоимость              

(предельные издержки /

количество продаж)                                   ХХ

При формировании центров ответственности в условиях вертикальной интеграции особую актуальность приобретает формирование и назначение трансфертной цены.

Трансфертная цена - это внутренняя цена, по которой одно подразделение передает другому продукты или услуги.

Различают следующие методы трансфертного ценообразования:

1)на основе затрат (по переменной или полной себестоимости);

2)на основе рыночной цены;

3)на основе договорной цены.

 

Ключ к решению вопроса о трансфертной цене - издержки упущенных возможностей. Основная формула трансфертной цены (ТЦ):

 

ТЦ = Переменные издержки на ед. + Валовая маржа на ед., упущенная

от внешних продаж

 

вернуться на главную страницу

 

вернуться на вкладку "управленческий учет"

 

 

Также лекции по экономике есть на сайте

Сайт создан в системе uCoz