вернуться на вкладку "управленческий учет"
Различные
подходы к ценообразованию обусловлены учетной политикой, требованиями рынка,
ориентацией на конкурентов.
Для
традиционных условий реализации производимой продукции менеджер может
воспользоваться формулой "Себестоимость плюс". Подход заключается в
вычислении ограниченной (неполной) себестоимости, к которой добавляется
процентная надбавка. В зависимости от калькулирования
традиционным методом или в директ-костинг различают
два метода формирования предельной продажной цены: по поглощению и по вкладу.
Метод поглощения в основе
себестоимости содержит производственную себестоимость единицы. Коммерческие и
управленческие расходы, а также желаемая прибыль включаются в процентную
надбавку:
Прямые материалы Х
Прямой труд Х
Общепроизводственные расходы Х
Итого производственная ХХ
(продуктовая) себестоимость
Надбавка на покрытие коммерческих,
управленческих расходов и желаемую
прибыль - в
процентах от производ- ХХ
ственной себестоимости
Предельная продажная цена ХХХ
Метод вклада отличается
подчеркиванием поведения издержек. В основе себестоимости лежат только
переменные издержки, а постоянные общепроизводственные, коммерческие и
управленческие издержки, желаемая прибыль находятся в процентной надбавке:
Прямые материалы Х
Прямой труд Х
Переменные общепроизводственные,
коммерческие и управленческие
расходы Х
Переменная (продуктовая)
себестоимость ХХ
Надбавка на покрытие постоянных
издержек и желаемую прибыль -
в процентах от переменной себес- ХХ
тоимости
Предельная продажная цена ХХХ
Процентная надбавка для каждого из
методов вычисляется по -разному.
Если используется метод
поглощения, то формула расчета процентной надбавки примет следующий вид:
Желаемая
прибыль на Коммерческие
и
операционные
активы + управленческие расходы
Себестоимость Объем продаж
производства
на ед.
в ед.
Для метода
вклада:
Желаемая
прибыль на Постоянные издержки
операционные
активы +
Переменная
себес- Объем продаж
тоимость на ед. в ед.
Желаемая прибыль на операционные
активы зависит от назначаемой рентабельности инвестиций в эти активы.
Менеджер должен помнить, что
предельная продажная цена служит стартовой точкой для назначения приемлемой
цены.
Ценообразование по методу вклада
показывает диапазон гибкости назначения цены в специфических условиях: при
наличии недогруженных мощностей, в обстановке кризиса, когда имеется острая
конкуренция по оптовым продажам.
Общая модель ценообразования по
вкладу:
Прямые материалы Х
Прямой труд Х
Переменные общепроизводственные,
коммерческие и управленческие
расходы Х
Переменная (продуктовая)
себестоимость ХХ Пол
Надбавка на покрытие постоянных
издержек и желаемую прибыль
ХХ
Предельная продажная цена ХХХ Потолок
В большинстве случаев с
разработкой нового продукта фирме уже известна цена, с которой следует выходить
на рынок. Подобная ситуация присуща производству бытовых приборов. Критическим
фактором будет служить предельная себестоимость. Алгоритм вычисления последней
будет следующим:
Ожидаемая чистая выручка Х
Минус требуемая надбавка:
Коммерческие и управленческие
расходы Х
Желаемая прибыль Х
(рентабельность
инвестиций х
операционные активы)
Х
Предельная себестоимость
(предельные
издержки /
количество продаж) ХХ
При формировании центров
ответственности в условиях вертикальной интеграции особую актуальность
приобретает формирование и назначение трансфертной цены.
Трансфертная цена - это внутренняя
цена, по которой одно подразделение передает другому продукты или услуги.
Различают следующие методы
трансфертного ценообразования:
1)на основе затрат (по переменной или полной
себестоимости);
2)на основе рыночной цены;
3)на основе договорной цены.
Ключ к решению вопроса о
трансфертной цене - издержки упущенных возможностей. Основная формула
трансфертной цены (ТЦ):
ТЦ = Переменные издержки на ед. + Валовая маржа на ед., упущенная
от внешних
продаж
вернуться на вкладку "управленческий учет"
Также лекции по экономике есть на сайте